Версия для слабовидящих

МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №110"

г. Петрозаводск, ул. Зеленая, 11

Телефон (8-814-2) 56-53-21

E-mail: centr-110@yandex.ru

Версия для слабовидящих

г. Петрозаводск, ул. Зеленая, 11
(8142) 56-53-21
Пн-Пт с 7.30 до 18.30

Страничка логопеда

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью.
Тогда мы можем дать практический совет:
Решение вопроса обеспечит

Лишь наш профессиональный ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно,-
Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.

В нашем детском саду начал свою работу логопед. Анна Геннадьевна

График работы:

Понедельник 14.30 - 18.30
Среда  09.00 - 12.00
Четверг 15.20 - 18.20

Консультации для родителей проводятся по предварительной записи.

Советы логопеда
1. Старайтесь создавать в доме условия для проявления речевой активности у ребенка.
2. Детям необходимо давать образцы речи и создавать такую речевую среду дома,

от которой во многом будет зависеть богатство и разнообразие собственной речи ребенка.
3. Учите ребенка правильной культуре речевого общения.
4. Воспитывайте у детей умение слушать собеседника, не перебивая его, а говорить только тогда, когда об этом просят.
При общении с детьми речь окружающих должна быть грамматически правильно оформлена.

Каждое слово произносите ясно и чётко. Необходимо говорить ровным спокойным голосом.
Как не надо:
 - отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
 - не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
 - препятствовать контактам с другими детьми;
 - увеличивать нагрузку на нервную систему;
 - одевать ребёнка не по сезону;
 - конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.

Как организовать логопедические занятие дома

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:
Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);

Муляжи фруктов, овощей и т. д.;Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.
Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься.

 Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке.

Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
Игры на развитие мелкой моторики;
Артикуляционная гимнастика;
Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Что советуют логопеды
Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его

 в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка

до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится»,

 или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была

насторожить.

Игры
с мячом


Мяч –
удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребенка. Первые
игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной
достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На
протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы
"растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Немного истории

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно
лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования
претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев,
изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая
травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него,
археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом
у разных народов.

В Древней Индии (III-II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла
игра "катхи-ценду" (с мячом и битой), которая стала прародительницей
хоккея на траве. Найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н.э.)
мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем
рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого
времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных.
Распространены упражнения и игры с мячом были и в Древней Греции, и Древнем
Риме (III-II тыс. до н.э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями,
шерстью или фиговыми зернышками. А назначались эти упражнения врачами и
выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь
определенных правил.

Среди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как "же де

пом" во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли
ладонью, и "суль" – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IX
век). Игра типа русской лапты пришла в Европу из Индии через Ближний Восток
посредством торговли и получила свое распространение главным образом среди
сельских жителей.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего
делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка
– ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были
пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей
шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался
плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь
катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не
уступал резиновому.

О значении мяча

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной
активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не
просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает
и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для
развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка.
И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает
в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и
интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные
подтверждают эти положения: области коры головного мозга,
"отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев
рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости
друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от
двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая
их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные
действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все
группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется
весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает
необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно
сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается
умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в
прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и

точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют
эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для
гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу
важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Учимся играть вместе
Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей
раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому

упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении
детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы.

Так как ребенок второго–третьего года жизни лучше воспринимает показ движения, чем его
словесное описание, независимо от его сложности или новизны взрослый показывает
упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.

Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности. Зрительные впечатления у детей
преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными
способами действий в словесном выражении, и поэтому не всегда может понять, что
означает "прокати мяч", "подбрось мяч вверх" и т.п.
Например, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за
головы, мама или папа сопровождают показ простым, доступным для понимания
пояснением: "Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это
делаю. Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня
мячик! А теперь я спрячу его за голову. И... брошу. Брошу сильно, вперед!
Далеко-далеко!"

Пояснение
чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого упражнения:
взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ движения.

Конечно,ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует
показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша
правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку).
Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще
лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более
целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными.

Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные
навыки, малыш начинает выполнять движения более свободно, без лишнего
напряжения. У ребенка появляется своеобразное "чувство мяча". Таким
образом, малышу свойственно многократное повторение движений как во время
овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может
без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому,
скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.


Какие же
конкретные рекомендации можно дать родителям?


·        
Подготовьте один или
два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от
большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые
вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.


·        
Покажите ребенку,
как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п.
Попробуйте научить этому и вашего малыша.


·        
Не принуждайте
малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не
удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание,
неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с
малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.


·        
Проявите
фантазию, изобретательность, используйте
для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые
пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.


·        
Постепенно
вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого
возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном
направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого
мяча вдаль.


·        
Не забывайте о
возрасте вашего ребенка, его физических
возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с
радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок.
Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он
ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок
демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками:
это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление
учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.


Рифмовки
(стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие
более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.


Игры с маленьким мячом


Скати с горочки


Цель
игры: учить ребенка действовать
с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.


Для этой
игры вам понадобятся:


1.     
любые предметы
шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире:
различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для
настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной
бумаги и т.п.;


2.     
гладильная доска,
закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для
скатывания и ловли.


Содержание. В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком,
либо возможно объединение двух детей. Первый ребенок встает у приподнятого над
полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика.
Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в
руках пустая коробочка. Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и
одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит
скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он
вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а
первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами.


Советы
маме. При объяснении игры
попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет
скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку.


Все действия
мама сопровождает стихотворением:


Шарик с
горки покатился Мама достает
шарик из своей коробочки и скатывает его с горки одной рукой.

И в коробке очутился. Папа ловит
скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку.

Мы с тобой его возьмем

И на горку
принесем. Коробочка с пойманными шариками приносится к
началу горки.


Постарайтесь
объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или
отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца. При
ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так
ему на первых порах удобнее. Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить
шарики одной рукой (правой и левой).


Слепим снежные
комочки


Цель
игры: развивать мелкую моторику
рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч в даль.


Эту игру
лучше проводить в зимнее время, т.к. желательно, чтобы ребенок смог
предварительно потренироваться в лепке снежков на улице.


Для этой
игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из
поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).


Содержание. Дома покажите малышу мячики и предложите слепить из
них "снежки": "Ванюшка, давай мы с тобой сейчас слепим снежные
комочки". Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить
"снежок": "Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать
ладошками: вот так – вот так!" Ребенок повторяет за мамой движения.
"Ну, покажи, какой "снежок" у тебя получился. Какой хороший у
тебя "снежок"! Молодец! Давай еще слепим" – мама дает
возможность малышу слепить еще 3 комочка. "А теперь бросай
"снежки" мне, я буду их ловить!" Ребенок бросает мячи-комочки
одной рукой маме. Мама делает вид, что ловит "снежки", но поймать или
удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не
смогла! Давай соберем "снежки" и снова поиграем". Мама с малышом
собирают мячи и игра повторяется.


Советы
маме. В игре ребенок лепит всего
4 снежных комочка: 2 – для бросания правой рукой, 2 – для бросания левой рукой.
Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки
"снежка" и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то
левая ладошки. Предложите просто помять мяч пальцами рук. При бросании
"снежков" малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому
старайтесь держаться от него на два– три шага.


Мячи в корзине


Цель
игры: развивать глазомер,
ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.


Для этой
игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые,
мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве
горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз
или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в
них задерживаться.


Поставьте
корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу
разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у
обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно
забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?"


Ребенок
становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол
коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины,
чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:


Мяч одной
рукой возьмем Наклоняются и
берут по одному мячу.

И к плечу поднимем. Поднимают руку
с мячом вверх к плечу.

На корзину поглядим. Смотрят на
корзину.

Мяч в корзину кинем. Бросают мяч в
корзину одной рукой.


Сначала
ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем
мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется.


Советы
маме. Чтобы мячик не выскакивал
из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло,
толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку.


На начальном
этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно
превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в
цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается.


Сначала
малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой.
Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под
слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала
правой, потом левой рукой.


При метании
в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча,
как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу,
так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель.


Для
сохранения интереса малыша вы можете менять высоту "цели", ставя
тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте
мячи в тазик с водой.


Варианты
игры. Чтобы сохранить интерес
ребенка к игре используйте для метания:


1       
кубики, маленькие
мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку;


2       
разноцветные
мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100
граммов.


Такие
мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.


Брось в речку


Цель
игры: учить ребенка метанию
вдаль разными руками.


На одной
стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску
пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь
(большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого
оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары
из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это
"камушки".


Содержание. Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их
у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу,
стоя на "берегу", бросать "камушки" в "речку".
Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:


К бережку
мы подойдем Подходят к
"берегу".

В руки камушки возьмем, Наклоняются
и берут каждой рукой по шарику.

Руку правую поднимем, Поднимают
правую руку вверх.

Камушек мы в речку кинем. Бросают
шарик в "речку" правой рукой.

Ручку левую поднимем, Поднимают
левую руку вверх.

Тоже камушек мы кинем. Бросают
шарик в "речку" левой рукой.


В
зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку,
наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать
"камушки" из "речки". Пусть ребенок залезет в
"речку" и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает
руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав
"камушки" и вернувшись на "берег", вы сможете повторить
игру.


Советымаме. Напоминайте малышу, чтобы
он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова
стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания
вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.

Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см.
"Мячи в корзине").
Перебрось через
речку
Цель игры: учить ребенка метаниювдаль одной рукой (правой и левой).

Содержание. См. игру "Брось в речку". Но
"речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега",
чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через
"речку" перекидывается "мостик" - доска. Показ упражнения и
выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:

К бережку мы подойдем Подходят к
"берегу".
В руки камушки возьмем, Наклоняются
и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем, Поднимают
правую руку вверх.
Через речку перекинем. Бросают
шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем, Поднимают
левую руку вверх.
Тоже камень перекинем! Бросают
шарик через "речку" левой рукой.

"Какие мы с тобой молодцы! - говорит мама – Все камушки на другой берег перебросили.
Давай теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем".
Ребенок идет по доске, собирает "камушки" и возвращется тем же путем
обратно.

Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы
он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова
стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания
вдаль, расстояние от ребенка до речки увеличивается.

Для разнообразия вы также можете
использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине"

Садимся вдвоем с ребенком напротив друг друга,
разведя ноги в стороны. Таким образом, мы ограничиваем пространство движения
мяча. Мячик в ладонях взрослого покачивается из стороны в сторону с песенкой на
произвольный мотив:

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к Ване заходит (мячик катится к Ване),

И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме),

И к Ване заходит,
И к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание
по полу).
Хорошо играть в компании нескольких мам с детьми. Тогда делаем с ребенком «дом»
вместе – сажаем перед собой, спинкой к себе, «открываем двери» для солнышка
(широко раздвигаем ноги).

Игра очень нравится детям, она не
утомительна и может продолжаться очень долго. Музыкальность исполнения вносит
покой и размеренность. В большой группе важно, чтобы ребенок имел время сам
решить, кому он отправляет мяч (можно увидеть некоторые симпатии и
предпочтения, открытость или замкнутость). Если кто-то из детей выбрасывает мяч
из круга или не отдает, то можно его поправить, сохраняя образ солнца: «О,
солнышко к нам еще не заглянуло. К кому оно теперь протянет свои лучики? К
Олегу, наверное». После чего продолжить пение.

Аналогичные игры можно
организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для
пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.

«Летящий мяч»: Игра подходит для детей примерно от 3 до 6 лет.
Хорошо играть в компании от 3 до 10 детей. Если вы находитесь в помещении, мяч
можно взять мягкий диаметром 15–20 см, а на улицу – прыгучий.

Взрослый, произнося первые три
строчки, бросает мяч одному из детей, после чего ребенок должен бросить мяч
взрослому обратно.

Летит мой мяч, летит к тебе,

Смотри, не прозевай!

Держи его, лови его,

И снова мне бросай.

Мой
веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладошкой хлопал,

Ты скакал и громко топал,

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все
Игры с мячом, направленные на формирование правильного
звукопроизношения и развитие фонематических процессов


В начале учебного года мы
знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество
разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на
котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.
Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и
синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по
обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети
тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового
ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и
5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча
с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке
плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть
силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с
нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны.
Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с
носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и
уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков,
полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского
языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них
наша речь — болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы
укрепляем эти «берега». Закрепление правильного произношения звуков и развитие
фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук,
четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует
внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения
выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все
вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и
того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно
включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации
любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги,
усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы
мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка,
отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч
в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую
структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем
не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и
логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с
вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на
синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так,
например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на
гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч
синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза
слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные
слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети
составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук",
повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия,
быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом
об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч
взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия,
быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки.
Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э —
Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим
вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха,
закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть
гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох,
плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в
кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч.
Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук
пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных
звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч
зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая
кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в
изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один
выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить
различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного
произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление
длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся
лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед
произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно,
пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука
сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч
партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и
произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный —
гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и
согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи
красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший
называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего
цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с
гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет
слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам,Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков,
развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по
демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки.
По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз
(под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится
по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают
задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай —слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений,
быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У
игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок
называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой
(возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно
придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений,
активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и
передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук
предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос
— сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов

— сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений,
воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает
ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так,
чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.
Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты
приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся?
— Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы вигру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять
слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу
первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно
бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя
целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие
внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя
первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши».
Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока
шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем —раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит
слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда,
витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети
ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта
комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши
ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и
закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с

вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это
звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки,
которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и
наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки»
воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся
слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и
воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог
выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы
поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.
Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч,
называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на
своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей
слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков,
называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч,
определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые
слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением
согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты
мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и
трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов,
называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по
слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное
слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как
бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос -
носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Игры с мячом

КОМПЛЕКС«РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним
и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в
соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч.
Затем средними пальцами и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад –
вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным,
средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами,
средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони

КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Прижать мяч большим пальцем правой руки к ладони. Затем
правую руку повернуть ладонью вниз и удерживать мяч указательным и большим
пальцем.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Правую руку держат ладонью вверх, мяч удерживать мизинцем и
большим пальцами левой руки. И кружить мяч над ладонью правой руки. Затем
двигать мяч по руке к локтю

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Удерживать мяч между пальцами правой и левой руки. Положить
на ладошку

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Левую руку держать ладонью вниз, указательным и большим
пальцем правой руки держать мяч  с правой стороны, затем с левой стороны
ладони.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Движения по тексту

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Отбивать мяч попеременно правой и левой рукой.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Движения по тексту.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Левую руку держать ладошкой вверх. Мяч, держа большим и
безымянным пальцем правой руки, медленно вращать по ладони и  вдоль
запястья левой руки

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Расположить ладошки одна под другой. Мяч с одной ладони
перепрыгивает на другую.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник какой

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

Для детей с речевой
патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает
значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к
дисграфии. Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы,
точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном
поле. Для этого мы используем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все
эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом
логопедическом кабинете.

1. Игра «Вратарь»

Цель: закрепление
ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции,
точности движения.

Ход игры. Взрослый
бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч.
Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок:
Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Логопед: Раз, два, три — Справа
(слева, прямо) мяч, смотри!

2. Игра «Вправо,влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление
ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие
ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся
вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда:
«Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч,
чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

3. Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: закрепление
ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева,
впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи,
сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети
выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик
возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не
спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой
да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.

4. Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление
умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие
моторики.

Оборудование: мячи
малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или
кубиков.

Ход игры. По заданию
логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных
направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Логопед: От ворот — поворот
Вправо и наоборот.

5. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»

Цель: закрепление
умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного
обозначения действия.

Ход игры. Дети
становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч,
говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево,
Саше. Саша, лови!»

6. Игра "Справа, слева, впереди в обруч точно попади"

Цель: закрепление
умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики,
ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие
обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с
мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед
предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? •
Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни
мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

7. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие
ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка
из трех — пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети
выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти
дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч
попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с
последнего обруча; пройти до-рожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом
справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.
д.

8. Комплекс упражнений
для ног с элементами самомассажа

Выполняется сидя на
стульчике.

Вариант 1. Дети катают
мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все повторяет всегда.

Вариант 2. Мяч катается
одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты катаешь мяч?
Обе ноги мы на мячик поставим, Взад и вперед покататься заставим

Вариант 3. Мяч катается
двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч? Круг на полу нарисуем
мячом Только ногами — не лбом, не плечом.

9. «Мячик — об пол и
поймай — да смотри же, не роняй»

Упражнение выполняется
сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.

10. «Справа, слева я
стучу — перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется
сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от
себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева
— два: Не запутался едва.

11. «Я по стульчику
стучу и по полу — где хочу!»

Упражнение выполняется
стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции логопеда, ударяет мячом по
сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.

12. «Прыгает и
скачет по сиденью мячик»

Ребенок обходит вокруг
стульчика, производя удары мячом по сиденью.

13. «Вот стоит из
стульев ряд. Я ударить в каждый рад»

Три-чеыре стульчика
выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стульчику, ударяет мячом по
сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по его сиденью
и т. д. Задания: • Ударяем мячом в каждый стульчик. • Ударяем мячом в первый
стульчик один раз, во второй - два раза и т. д.

14. «Кошечки с мячиком»

Исходное положение —
стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.
Мячик катится вокруг — Мой веселый, круглый друг. • Кати мяч вправо. • Кати мяч
влево. • В каком направлении ты катишь мяч